четверг, 24 сентября 2020 г.

Вести с уроков чтения и письма

Давайте обобщим чему мы научились на уроках чтения. 

Все,  что мы говорим и слышим  друг от друга,  называется речью. Речь бывает устная и письменная. Устная речь называется так потому, что есть старинное русское слово - "уста", что означает на современном языке "губы". Когда человек говорит  - это устная речь. Речь можно записать. Получается письменная речь. Эти виды речи встречаются человеку повсюду. Например, мы слушаем радио. Это устная речь. Вы читаете пост в блоге. Это письменная речь.Какие примеры устной и письменной речи можете привести вы?

Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Учимся строить схемы предложений. Каждое слово мы отмечаем прямоугольником (в Азбуке), а на доске - черточкой. В предложениях часто встречаются отдельные слова -помощники, которые нужны для связи слов в предложении ( показываем треугольником на схеме). А кто вспомнит как показать начало и конец предложения? Оказывается слова внутри  одного и того же предложения могут изменять свое место, мы "оживляли схемы предложений ( знаком каждого слова был ребенок).

Далее мы говорили о том из чего "сделаны" слова. Стол сделан из дерева, стакан из стекла. А из какого материала сделаны слова? "Из букв", - без колебаний ответили дети! Действительно из букв сделаны слова написанные в книге, а из чего сделаны произнесенные нами слова? Из ЗВУКОВ! Но не из любых звуков. Постучите карандашом по столу, хлопните в ладоши. Попробуйте из этих звуков сделать слово? Оказывается слова сделаны не из любых звуков, а из звуков человеческой речи! А как получаются звуки человеческой речи? Что работает, когда люди говорят? Органы речи: язык, губы, зубы.

Слова «сделаны» из звуков: гласных (ртораскрывателей) и согласных (ртосмыкателей). Чем они отличаются? Могут ли дети ответить на этот вопрос? При произнесении гласных воздух свободно выходит изо рта не встречая никаких преград. Согласные - звуки, при произнесении которых, воздух встречает преграду (губы, зубы, язык). Очень важно при звуковом анализе (заселяем звуки в домики) протягивать (выделять) каждый звук в полном слове (мммак, мааак, маккк). 

Согласные бывают твердые (синий кружок) и мягкие (зеленый кружок).

Потренироваться в составлении схем предложения можно на сайте Учи.ру. В следующем сообщении подробно расскажу о работе с этим чудесным электронным ресурсом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий